Познавательная деятельность. Какое слово в этом словосочетании ключевое? Вы правы, если ответили деятельность. Познание – это деятельность. Лучший способ что-то узнать или запомнить – самому это сделать. Самому найти дорогу, самому сориентироваться в планировке музея, самому собрать информацию…
Большая педагогическая наука уже давно считает путешествия серьезным образовательным ресурсом. Но путешествия не простые, в которых ребенок пассивно слушает или даже активно, но потребляет, а по особой технологии организованные – образовательные путешествия.
Чем отличаются образовательные путешествия об обычных?
Образовательное путешествие – это экспедиция, а любая экспедиция требует подготовки. Прежде всего определить ее цель – вопросы, на которые хочется получить ответы, и тогда путешествие превращается в поиск ребенком ответа на свои вопросы.
- Вопрос, на который захочется искать ответ длительное время (само путешествие и подготовка, все вместе может растянуться на несколько месяцев), должен напрямую вытекать из интересов ребенка, иначе все это быстро наскучит и закончится ничем. Поэтому важный этап подготовки – найти этот самый интерес.
- Интересы и вопросы определяют тему исследования (да-да, это ж экспедиция).
- Ребенок готовится к путешествию через свой проект: собирает материал, изучает, анализирует, делает выводы, определяет, что ему нужно найти в путешествии, чтобы подтвердить выводы и завершить проект.
- Окончание проекта должно увенчаться его презентацией, а если в экспедицию отправится вся семья – то можно устроить даже домашнюю конференцию.
Что мы получаем? Горящие глаза ребенка, развитие его исследовательских навыков и гарантированный образовательный результат: то, что добыто самостоятельно и глубоко проработано, не забудется никогда, станет крепким базисом научной картины мира ребенка.