Чего вы обычно хотите от путешествия?
Отдохнуть? Развлечься? Отвлечься? Узнать что-то новое и научиться чему-то?
Все задачи достойные, но, так как мы работаем под лозунгом «с пользой для детей», остановимся на последней.
Увидеть места, где творилась История. Прикоснуться к Культуре. Познакомиться с Землей.
Это задачи интересные, важные, нужные, но они на поверхности. Они очевидны, и, как следствие, мы часто ограничиваемся только ими.
А путешествие (любое, даже поход в музей на соседней улице) может дать гораздо больше — развитие целого комплекса навыков, важных будущему взрослому человеку, да и теперешнему маленькому тоже.
- Самостоятельность: придумай-ка нам маршрут, подготовь экскурсию, выбери ресторан для ужина.
- Планирование бюджета: давай посчитаем расходы вместе (заодно и математику подтянем).
- Коммуникации в группе: попробуй-ка договориться с другими участниками нашего путешествия и спланировать день так, чтобы всем было интересно и комфортно.
- Лидерство: кто сегодня в нашей группе главный и кто возьмет ответственность за наш досуг?
Можно еще говорить о тайм-менеджменте, о принятии решений, об исследовании эмоций… Любое путешествие может решать задачи разного уровня.
Главное — эту задачу сформулировать, и желательно — до того, как путешествие началось. А результат путешествие гарантирует!
Начать развитие навыков можно даже на этапе подготовки. Вот как поработать с самостоятельностью ребенка при сборах в дорогу.
Самостоятельность — это навык. Алгоритм передачи навыка давно известен:
- Ребенок смотрит, как делает взрослый.
- Делают вместе.
- Ребенок делает сам, взрослый контролирует.
- Ребенок делает что-то самостоятельно без участия взрослого.
Самое сложное – это начать! Но если делать все шаг за шагом, то очень быстро сбор чемоданчиков станет само собой разумеющимся личным делом даже для четырехлетних детей.
Пункт, где мама все делает сама, уже неоднократно проходили, хватит его тренировать. Усложняем задачу: мама сама делает список-таблицу, где колонки — это члены семьи, а строки необходимые вещи. Каждый собирает вещи для себя, при необходимости просит помощи.
Дети с радостью ставят плюсики за принесенные в кучку вещи, незаметно и за папу все соберут. Дополнительный бонус – тренируем осмысленное чтение для тех, кто только начинает читать!
Следующий шаг – ребенок сам делает список и собирает вещи по нему. Для тех, кто не пишет и только читает, можно сделать подсказки или даже картинки. Мама только проверяет и уточняет, что еще нужно.
Последний этап — полная автономия, а у мамы время на кофе остается.
Другой пример — развитие креативности. Подчас родители из кожи вон лезут ради развития в ребенке творческих способностей. Стимулируют все чувства, нанимают прекрасных педагогов. И зачастую забывают о том, какую важную роль может играть творческая среда. Обстановка, в которой сам воздух другой, где просто невозможно не творить.
Одно из таких творческих мест силы — усадьба Абрамцево. Здесь жили и гостили самые известные русские писатели, художники и скульпторы: Аксаков, Гоголь, Поленов, Мамонтов, Серов, Врубель — список можно продолжать до бесконечности. Эта усадьба — практически букварь по художественному воспитанию ребёнка. Здесь создавались картины, которые мы все знаем по учебникам родной речи.
Приезжая в Абрамцево сейчас, вы попадаете в ту самую обстановку, которая когда-то позволила родиться этим картинам. Приезжаете — и видите новых художников, которые ищут вдохновения в знакомых пейзажах. Редкий день в усадьбе проходит без людей с мольбертами.
Привезите сюда ребёнка — пусть рисует, лепит, сочиняет сказки. Расскажите о тех детях, которые жили тут раньше. Покажите избушку на курьих ножках. Или место, где сидела знаменитая Аленушка. Расскажите о судьбе девочки с персиками. Пусть они почувствуют себя продолжателями давней традиции. Веселой, творческой и очень интересной традиции.
И так каждое путешествие вносит свой вклад в развитие гармоничной личности ребенка в целом и в развитие конкретных полезных навыков в частности.